Может показаться, что холодное оружие выступает в роли естественного продолжения клыков и лап, но это не совсем так: теряется, в первую очередь, некоторое качество обратной связи. Следствие увеличения дистанции. Но, в основном, аналоговость сохраняется: при наличии практики ты знаешь, что вот здесь, если на сантиметр глубже и вот так довернуть на выходе, то это будет, скорее всего, означать смерть, а если, наоборот, на сантиметр выше, то это будет простая царапина.
Важный момент здесь в том, что бой -- это не действие, но процесс, в котором все зависит от сотен маленьких выборов, которые ты осуществляешь в каждый конкретный момент. Хотя нет, скорее всего, мысль о неких дискретных выборах смотрится здесь несколько искусственно. Но, в общем, понятно.
Все сильно меняется с появлением оружия дальнего действия, будь то копье или лук. Главное отличие -- убийство перестает быть процессом. Теперь это моментальное действие, и до того, как его совершить, ты должен сделать все необходимые выборы и принять все решения. Контроль над результатом все еще возможен, но довольно трудноосуществим. Обратная связь, которой здесь гораздо меньше, практически бесполезна -- изменить все равно ничего уже нельзя. Хотя в некотором предельном случае жертва может видеть стрелу в полете и как-то реагировать, а у охотника есть возможность регулировать в каких-то пределах скорость снаряда.
Значительная часть этих аналоговых штучек теряется при переходе к огнестрельному оружию. Здесь уже почти полная цифрА: с одной стороны, в ближнем бою ты просто направляешь устройство примерно в сторону жертвы, и нажимаешь на кнопку; с другой стороны, становится возможно убийство с такого расстояния, что жертву уже плохо видно невооруженным глазом.
Наконец, очередная переломная точка: тяжелая антиаэродинамичная машина выныривает из-за холма на сверхзвуковой скорости, пилот отмечает взглядом набор целей и нажимает кнопку "Пуск". В момент собственно убийства пилот вообще ничего не воспринимает: он снова за холмом и к тому же без сознания, слишком большие перегрузки возникают при развороте, который самолет выполняет безо всякого участия оператора.
И вот, когда командующий отдает приказ об устранении объекта, оператор поднимает с палубы автоматический чистильщик, выводит его на цель через телеметрию, через нее же контролирует результат и докладывает об успехе операции -- кто совершил убийство? В какой момент? И были ли оно совершено? Разумеется, в мире победившей цифрЫ и релятивизма, полностью лишенном онтологического измерения, все это уже совершенно не имеет значения.
Сначала, когда убийство осуществлялось при помощи лап и клыков, все было просто и понятно. Немного практики, и ты научаешься свободно регулировать усилие челюстей, скорость удара и время удержания, а также достаточно надежно считывать аналоговую обратную связь от жертвы: сердцебиение, интенсивность сопротивления, фазы агонии. При этом, мне кажется, ты всегда знаешь, что ты делаешь, и более-менее свободен в достижении аналогово определенного результата. В том смысле, что цели могут быть разные: купировать нападение, причинить боль, увечье, убить, в конце концов. Гладкая шкала.
no subject
Date: 2003-06-15 07:13 am (UTC)> функциональности произошло на многих уровнях - я нажимаю кнопку и стирается
> белье, выбирается президент и т.п.
да разумеется. я и не утверждаю, что этот процесс происходит не во всех
областях. просто меня конкретно сегодня мысли об убийстве развлекают больше,
чем мысли о стирке белья.
> Только при чем тут релятивизм и онтологическое измерение?
ну очевидно же. цифрА и релятивизм понижают ценность "знания о том, как все
устроено на самом деле" и непосредственного восприятия, и повышают ценность
правдоподобия, с одной стороны, и эффективности в применении -- с другой
стороны.
Re:
Date: 2003-06-15 07:45 am (UTC)no subject
Date: 2003-06-15 07:50 am (UTC)что, в общем, и предполагать не требуется, потому что это тривиально.
о чем я, собственно, и.
Re:
Date: 2003-06-15 07:59 am (UTC)Интересны перспективы этой возрастающей дигитальности взаимодействий, реализация этой тенденции будет вполне доступна восприятию. В отличие от.
no subject
Date: 2003-06-17 03:32 am (UTC)Вы уже поняли? Вся разница именно в этих двух словах. Если процесс - "противник". Если мгновенно - "жертва".
На самом деле, никто не мешает выехать в чисто поле двум совершенным танкам и под руководством операторов устроить совершенную дуэль с перегрузками, звуками взрывов и т.д. Поверьте, "обратная связь" будет ничуть не хуже. И пот на ладонях и сердце с частотой дятла.
Re: Reply to your comment...
Date: 2003-06-17 04:33 am (UTC)всё-таки я старался рассматривать здесь именно убийство, а не поединок, как таковой -- это ведь разные вещи.
Re: Reply to your comment...
Date: 2003-06-17 04:54 am (UTC)Поединок может быть двух видов:
1. Один из противнков ощутимо сильнее
2. Противники примерно равны
--
в первом случае событие приобретает окрас жертвенности. чем больше разрыв в силах, тем меньшую "обратную связь" будет испытывать тот, кого Вы в последстии назовете "убийцей". В данном контексте "нежелание убивать" рассматривается как проявление слабости, мы ведь говорим о поединке?
В противоположность тому - второй случай. Здесь существует реальная опасность стать "жертвой", поэтому ощущения обострены и "обратная связь" один из путей к спасению.
В примере с компьютерными играми нет физической смерти. Игрок может всегда начать заново, поэтому я отношу различные "шутеры", для примера, к первому случаю поединка.