Жизнь и смерть Ганса фон Цугундера
Feb. 19th, 2009 06:10 pmНу так что,
nathoo, таки я стреляю? (выстрел, шум падающего тела, крики "боже, я никогда не видела столько крови!").
Раскроем теперь секрет полишинеля: кто же она, загадочная персона Ц, которой
nathoo отказался пожать руку под дулом пистолета? Как многие уже догадались, это, конечно же, он -- Ганс Фридрихович фон Цугундер, проживавщий по адресу Штангенциркульштрассе, дом 51, за свою жестокость прозванный в народе герром Руматой. Ганс Фридрихович родился в 1900-м году и был потомком благородного, но сильно обедневшего рода фон Цугундеров. Характер нордический, стойкий, надёжный товарищ, член НСДАП с 1928-го года, в корне несогласный с некоторыми положениями политики партии, а именно: с подходами к окончательному решению еврейского вопроса. Мать Ганса Фридриховича, светлой памяти Марта Карловна фон Цугундер, которую жители нашего городка до сих пор помнят за её доброту и широту взглядов, старательно прививала сыну христианские ценности и, в хорошем смысле этого слова, интернационализм. Так вышло, что Ганс Фридрихович, простой, хоть и благородный, герр, любил евреев, это дворянство духа, и ему было невдомёк, почему они, часто обладатели высокого знания, так безнадёжно пассивны; почему они безропотно дают себя презирать, бросать в тюрьмы, сжигать на кострах.
Поэтому, тщательно всё обдумав, Ганс фон Цугундер решил, что не может оставаться в стороне, и должен, как порядочный человек, помочь бедным евреям. Как и любой приличный аристократ, фон Цугундер поддерживал себя в хорошей физической форме, не пренебрегал спортом и физической культурой. В школьные годы юный Ганс неоднократно брал заслуженные призы на городских соревнованиях по стендовой стрельбе, спортивному ориентированию и альпинизму. Поэтому, подойдя к вопросу с традиционной немецкой аккуратностью, Цугундер составил план действий по оказанию помощи жертвам тысячелетнего рейха. Широкой немецкой душе Цугундера казалось мелким и недостаточным спасти лишь одного или двух несчастных, в то время как безжалостная государственная машина уничтожает их тысячами. План Цугундера был прост, конкретен и эффективен. Используя оставшиеся со школьных лет материалы по спортивному ориентированию, он проложил сеть маршрутов через горный массив на границе, используя которую, он мог выводить беженцев из страны, сильно снизив вероятность столкновения с пограничными патрулями. Правда, повышался риск столкновения с бандами орудовавшего в швейцарских Альпах известного горного разбойником Али-Бабы, но, как говаривала маленькому Цугундеру в детстве Марта Карловна, "you can't have your cake and eat it, too". Тщательно всё обдумав (ещё раз), Ганс Фридрихович уволился с работы на металлургическом заводе, призвал в соратники свою бывшую одноклассницу Берту Дитеровну Иглуштоссер, и приступил к исполнению плана.
С этого момента возникло преступное сообщество, именуемое в народе шайкой Цугундера, которое начало с большим успехом помогать потенциальным жертвам нацистской мясорубки избежать смерти и страданий. По ходу дела в плане операции время от времени обнаруживались незначительные изъяны, но башковитый Цугундер и никогда не унывающая Иглуштоссер всегда находили способ продолжить дело, в которое они верили. Одним их таких изъянов, увы, явилась презренная экономика. Выяснилось, что альпинистское снаряжение изнашивается, конспиративные квартиры в городке стоят денег, надо откупаться от вездесущего Али-Бабы, да и городскому полицмейстеру приходится иногда делать ценные подарки, чтобы он прикрыл глаза на то, что, как он считает, является маленьким частным контрабандным бизнесом. К тому же как-то раз Цугундер здорово повредил себе плечо, поймав на страховочный трос сорвавшегося со скользкой горной тропы цыгана Ц-штрих, а несколько раз так и вовсе получал ранения в ночных столкновениях с патрулями Али-Бабы или пограничников -- и если с первым ещё можно было обратиться к обычному врачу, то второе определённо требовало врачей необычных, и с необычными ценами на услуги.
К своему огорчению, наш воображаемый Ганс "герр Румата" фон Цугундер обнаружил, что, в отличие от своего реального исторического прототипа, он не имеет доступа к малогабаритному полевому синтезатору "Мидас", способному производить деньги и прочие полезные вещи. Дальнейшее вы знаете: Цугундер и его сообщница Иглуштоссер начали брать плату за перевод через границу. Их деятельность не сделала их богатыми -- да и цель была не в этом -- но кое-какие деньги у них в результате всё же образовались. Самому Гансу Фридриховичу они так и не пригодились -- гестапо взяло его по анонимному доносу в 1942-ом году. Суд, вошедший в историю как "дело Цугундера", был скорым, показательным, и широко освещался в местной прессе. По горькой иронии судьбы, несмотря на говорящую фамилию, Ганс фон Цугундер не был отправлен в тюрьму; принимая во внимание особо крупные размеры его нелегальных операций, суд приговорил его к расстрелу. Берта Дитеровна Иглуштоссер, однако, вовремя предупреждённая неизвестным доброжелателем, смогла избежать наказания. На оставшиеся после ареста фон Цугундера деньги она смогла приобрести приемлемого качества поддельные документы и авиабилет до Касабланки, где, за чашкой кофе в заведении некоего Рика, и поведала нам эту историю.
В богатой событиями и опасностями жизни Ганса Фридриховича фон Цугундера много было моментов страшных, много было необъяснимых, и немного было унизительных. Но самым диким сочетанием страшного, унизительного и необъяснимого стала странная, как бы вырванная из контекста его жизни, сцена, в которой неизвестный ему
nathoo был застрелен каким-то азиатом за отказ пожать ему руку.
no subject
Date: 2009-05-17 02:17 pm (UTC)изначально разговор был о морали, помнишь ? о сиандартах поведения, которые человек или группа или общество в целом считают для себя и своих членов правильными, но не навязывают силой. (в противном случае, они начинают называться законами, нет ?). так вот, я лично для себя, считаю морально неприемлемым извлекать выгоду из того, что некто находится в безвыходной ситуции. клиент телохранителя имеет выбор как минимум между несколькими охранными агентствами. клиент хирурга (теоретически) может выбирать клинику.
еврей перед дверьми герра цугундера выбора лишен.
а вот здесь мы наблюдаем классическую подмену причины и следствия.
то то случилось в камбодже, случилось вовсе не от того, что красные кхмеры отрицали личное обогащение (примем на веру, что дело именно в этом отрицании), а потому, что они решили это отрицание навязать всем орстальным силой оружия.
моя мораль, если это до сих пор не очевидно, прямо запрещает "приходить к власти" в этом смысле.
твоя, судя по тому что такое обвинение пришло тебе в голову - нет. ну и кто из нас после этого коммунист ? ;-/
кстати о коммунистах, я правильно понимаю что ты этот раздел своей морали выводишь из некой экономической теории ?
PS.
и я все-таки надеюсь, что этот наш разговор имеет чисто умозрительную природу. хотя бы потому, что я еще понню время, когда один наш общий знакомый возмущался "необходимостью кормить людей, которые вообще-то богаче тебя"
no subject
Date: 2009-08-01 01:41 pm (UTC)Oh dude, do i get that a lotнеправым тожеглавное, чтобы это не делало меня левымпри чём тут это вообще. ладно, положим, это мне за коммунистов с камбоджей.да нет, с чего лишён-то, всё как всегда -- можно попытаться самому, можно попросить о помощи знакомых, можно обратиться к бескорыстным самаритянам. "лишён" -- это когда к тебе приходит офицер службы зачистки, вставляет тебе ствол в рот и предлагает за скромное вознаграждение избавить от хлопот с этой самой службой. ещё "лишён" -- это когда герр Цугундер сдал полиции всех конкурентов или их клиентов, ну или пострелял, whatever. но это расклад, не имеющий ничего общего с описанным.
и потом, этот тезис доказывает слишком много. по-твоему, хирург, который единственный в городе может сделать некую операцию, аморален, если берёт за неё деньги? или телохранитель X, единственный, которому доверяет клиент Y, аморален, если берёт деньги с клиента Y? ситуация с фермером тоже рисуется на раз (пищевая фобия, anyone?).
the point is, "безвыходная ситуация" -- это довольно неточное выражение. точное -- это "монополия". это *разные* вещи. монополия всегда держится на штыках. если другие врачи запрещены, то разрешённые имеют монополию. если другие крыши отстреляны, то оставшаяся имеет монополию. ну и т.д. во всех прочих раскладах выбор есть.
no subject
Date: 2009-08-01 01:58 pm (UTC)согласен.
было неочевидно.
неверный вывод. я только и говорю, что о добровольных отношениях -- откуда вообще тут власть? моя мораль, если уж говорить в этих терминах, запрещает "приходить к власти" и мне, и всем остальным. власть сама по себе довольно аморальна в "моей морали".
...
не совсем так. я вывожу свою экономическую теорию из своей морали. минимизация власти как систематического насилия, которое, как сказано выше, аморально.
и да, у меня есть убеждение, что если две стороны готовы добровольно чем-то обменяться, то это личное дело их и их морали. по определению добровольной сделки, каждая сторона при этом даёт другой то, чего другая хочет. каждая сторона, по определению, при этом получает нечто более для неё ценное, чем отдаёт. в случае господина Ц. -- ну, я могу только надеяться, что когда придёт прилив, кто-то найдёт в себе смелость сделать для меня то, что делал он для своих клиентов.
я не помню, о чём это и о ком это. у меня нет проблем с тем, чтобы кормить людей, которые богаче меня -- я делаю это каждый раз, когда покупаю что-то у кого-то, кто богаче меня, нет? и у меня нет проблем с тем, чтобы кормить людей, которые беднее меня -- в частности, с благотворительностью (да, мне тут до тебя как до луны, но я этим не горжусь, наоборот). что меня возмущает, так это "необходимость кормить людей, которые сильнее меня". с этим, да, проблемы. хочешь возразить?