Заканчивая (надеюсь) тему долларовой инфляции/дефляции (previously, previously)
Первый выпуск вестника, in a hindsight, кажется уже местами довольно наивным, но финальный вывод редакция считает верным: долларово-дефляционная фаза, во время которой надо сидеть в кэше, и потом долларово-инфляционная фаза, в начале которой хорошо бы будет переложиться в золоты. Впрочем, это как тогда было очевидно, так и сейчас не перестало. Уточнения будут такие:
1. (Монетарно) дефляционная часть не сопровождается (и, вероятно, не будет сопровождаться) значительной ценовой потребительской дефляцией (падением долларовых цен на потребительские товары). То есть: совершенно очевидно, что ценовая дефляция в higher order goods таки огромна -- акции и прочее в этом роде -- но простых людей, которые хотят сохранить тяжело заработанные N долларов, это всё не очень касается. Что до потребительской ценовой дефляции, то мы её как не наблюдаем, так и не наблюдём, полагаю. Ну, да, core CPI может падать, там, на один процент в год, но это как-то смешно обсуждать. Иными словами, используемый монетарными властями эвфемизм "опасное замедление инфляции" может быть не так уж и далёк от сермяжной правды жизни.
2. Оба процесса -- и дефляционный сейчас, и инфляционный потом -- будут происходить на фоне значительного сопротивления монетарных властей. Поэтому всё и дальше будет довольно медленно. Поэтому (пока) нет никакого смысла суетиться, ежедневно следить за котировками и курсами, перекладываться туда-сюда и т.д. Любая такая суета является попыткой спекуляции, а у нас речь идёт о сохранении нажитого непосильным трудом. То есть, предположительно, когда придёт пора перекладывать нажитое, это можно будет сделать спокойно и не торопясь.
3. Не смотря на Несмотря на огромный потенциал кредитно-обусловленной дефляции в долларе, а также на искусственную замедленность этого процесса, рано или поздно дна он достигнет (локальное дно видно уже сейчас на графиках CRB и ГКО, но речь, конечно, не о нём, а об окончательном дне). Со дна есть только один путь -- вверх; поэтому инфляционная фаза кажется неизбежной. Когда она наступит -- через три месяца или через три года -- совершенно никаких идей у редакции нет. Это в большой степени зависит от интенсивности и реальной эффективности социалистических мер американского правительства. Если уж они сами не имеют никакого разумного понятия о том, какие это будут меры и насколько они сработают -- редакция не будет и пытаться. Это, впрочем, и неважно, потому что см. пункт (2).
a48
4. Гиперинфляции, обсуждавшейся здесь, в обозримой перспективе редакция не ожидает. По крайней мере если брать определение "падение [покупательной способности] валюты более чем в полтора раза за месяц" -- ну, это вряд ли. По более консервативному определению, это более чем вдвое за три года -- то есть около 30% в год -- ну, как-то тоже кажется трудновообразимым про потребительскую ценовую инфляцию.
5. По вопросу "а не стоит ли (частично, полностью) переложиться из доллара в евро (йену, франк, фунт, юань)?", редакция имеет следующие соображения. Все люди делятся на две категории: одни сидят на трубах, а другим нужны деньги. Те, кто сидит на трубах, не хотят укреплять свои валюты, потому что это угнетает экспорт, с которого они в основном и живут. Те, кому нужны деньги, не хотят укреплять свои валюты, потому что это увеличивает (в реальном исчислении) их долговое бремя. Это всё очень упрощённо, но думаю, что из таких примерно соображений вытекает, что радикального укрепления каких-либо валют к доллару ожидать не стоит. Напротив, экспорт инфляции, когда таковая случится, из долларовой зоны наружу кажется вполне вероятным.
Иными словами, редакция не ожидает существенного выигрыша от диверсификации корзины. На непросвещённый взгляд редакции, в фунте и франке слишком много текущей неопределённости, юань неликвиден, йена пока ведёт себя как немного улучшенный доллар, и евро -- как немного ухудшенный доллар. Так чего зря время терять.
6. Доходность американских ГКО потихоньку растёт, кривая доходности вроде как распрямляется (краткосрочная доходность отскакивает от нуля быстрее, чем долгосрочная). Т.е. дефляционные ожидания рынка уменьшаются / инфляционные растут. На физическом плане это не в последнюю очередь связано с увеличением предложения ГКО -- как и ожидалось, в связи с необходимостью финансировать грандиозные планы спасения экономики. Комоды тоже уже месяц как не падают, нефть стоит в районе $40. (Это просто разворот тезиса о локальном дефляционном дне; никаких выводов о том, последнее ли это дно, из этого не вытекает).
7. Пока что, насколько я могу оценить, мы *не* наблюдаем ничего сопоставимого с дефляционным сценарием (первой) Великой Депрессии. Единственная компонента индекса потребительской ценовой дефляции (CPI), которая действительно ощутимо падает -- это энергия (в основном, вероятно, в виде бензина). CPI без учёта энергии держится на одном и том же уровне последние четыре месяца. Трудно себе представить, что энергетическая компонента CPI будет и дальше падать такими же темпами -- хотя бы потому, что дно по нефти если и не достигнуто, то вряд ли очень далеко внизу от текущих уровней.
Кроме того, Ротбард показывал, что money supply во время депрессии сначала флэтовал, а потом падал (St. Louis Fed не даёт мне соответствующей статистики), а мы наблюдаем рост почти во всех интересных денежных агрегатах (M2, MZM, TMS). Может, рано делать выводы, но пока что это совсем не выглядит как Ужасная Непреодолимая Дефляция (что, опять же пока, подтверждает моё давешнее мнение, что Бернанке прав: печатный станок действительно если и не решает полностью, то сильно упрощает дефляционную проблему).
no subject
Date: 2009-02-03 10:54 pm (UTC)