jsn: (Default)
[personal profile] jsn
С наступившим вас Новым Годом.
С предыдущей попытки начать писать сюда прошёл лунный год. И потому <...>.

Вопреки предсказанию [livejournal.com profile] ostapа, последний Пелевин ("Empire V") мне понравился. Обвинения в фанбоизме некритическом отношении к автору заранее смиренно принимаю.

Вменяемые люди, насколько я понимаю, часто идут читать Пелевина из-за двух вещей -- 1) посмотреть на развитие внутренней драмы героя, находящего свой непростой духовный путь в современных или ещё каких обстоятельствах, и 2) ради социальной сатиры, точных маленьких метафор, скетчей на злобу дня и всякого такого.

В этой книге ничего такого нет, от этого и вполне объяснимое разочарование. Судя по тому, что из окончательной версии текста пропали Татарский и лабрадор Кони, составляющая (2) была автором приглушена сознательно. Что до составляющей (1): в книге её нет, потому что нет главного героя, который бы нашёл какой-нибудь там духовный путь. Рама и его подруга -- антигерои, которые спускаются в яму вместо восхождения на гору; весь роман посвящён описанию этого процесса. (Чем мне и интересен, да :). А литература, ясно дело, должна показывать другое. Эта претензия кажется мне вполне справедливой, но не делает (для меня) описание механики падения менее интересным.

Полагаю, что после рассказа этого же автора про Мисиму, в конце которого было крупными буквами написано "ЭТО ПРО МИСИМУ!", к автору пришла толпа человек в пятьсот, которая заявила, что нехорошо держать читателя совсем за идиота и что некоторые вещи хорошо бы не писать большими буквами, потому что они и так типа всем понятны. Автор принял это близко к сердцу и в "Empire V" решил многого не разъяснять. По этому поводу какой-нибудь критик должен был бы всё разъяснить, но поскольку мне лень гуглить, ниже приведено то, что на сайте imdb называется словом trivia. Конспективно:
  • В роли демонического начала, совращающего героев в бездну, в романе выступает язык. Он показан как язык-во-рту (tongue), мембрана оранжевого цвета и всё такое. Это такая шутка. На самом деле имеется в виду язык как language, и, шире, язык как культура (язык моды-одежды, язык цитат, рекламный видеоязык, язык кино, etc). Соответственно, везде, где написано "язык", следует читать "язык". Интересно, как это переведут на аглийский, if any.
  • В книге несколько раз проводится параллель между путём героя и восхождением улитки на гору Фудзи. Гора Фудзи -- это Фудзи-яма. В каковую яму герои и падают. Это такая простая шутка, вполне в стиле Пелевина. Ничего особенного, но из текста вычищена совсем.
  • Роман состоит из 24-х глав, описывает восхождение на Фудзи, все персонажи называны именами богов. Это кивок в сторону Желязны. ("24 Views of Mount Fuji, by Hokusai" и многое другое).
  • В финале романа имеет место стихотворная дуэль. Результатом этой дуэли становятся два стихотворения, каждое из 12-ти строк, одно написанно обратной лесенкой и называется "Комарик", второе -- довольно дурацкое, называется "Князь Мира Сего". Тема стихотворений при этом общая -- речь про одну и ту же сущность.
    Сами по себе они не очень осмысленны -- идея здесь в том, чтобы отобразить структуру романа: две части по 12 глав в каждой, первая обратной лесенкой (символически заканчивается спуском в яму) и может быть названа "Комарик", вторая -- более дурацкая и называется "Князь Мира Сего". Разумеется, обе части -- про одного и того же человека. Текстуальных параллелей не искал, лень. Возможно, они присутствуют.
    Это такая формалистичная шутка. Нумерация глав убрана, чтобы это не бросалось в глаза.
  • В романе упоминается некое "Великое Грехопадение", и есть глава с таким названием (11-я, то есть предпоследняя в "Комарике"). На самом деле никакого грехопадения в ней не происходит, это такая шутка. В действительности Великое Грехопадение происходит в 23-ей главе (симметрично, т.е. в предпоследней главе "Князя Мира Сего").
  • Себя автор, возможно, вывел в романе как Озириса. Чем ниже спускается главный герой в яму Фудзи, тем сложнее автору себя с ним ассоциировать. На последних нескольких страницах автор даже не пытается это скрыть.

P.S. о чём бы вы хотели прочитать в этом журнале? :) [в смысле, что уж понятно, что о Пелевине не хотели б, но всё равно!].

Date: 2007-02-23 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] sanches.livejournal.com
О смысле жизни и истинном дао.

Date: 2007-02-23 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] emsi.livejournal.com
рад видеть

о чём? да как обычно - о времени. и о тебе.

Date: 2007-02-23 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] iiiyt.livejournal.com
присоединюсь к последним двум ораторам.
По поводу первого - усмехнусь.

Дим, это твое место, ты пиши, а я (мы) почитаем!

Очень рад видеть этого молодого человека с катаной в руке!

Date: 2007-02-23 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] xxx86.livejournal.com
спасибо, интересно.

а по поводу названия есть мысли? не обесценило ли исчезновение Татарского, Кони и ослабление этой линии вообще вариант названия "пятая империя"?

Date: 2007-02-23 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] jsn.livejournal.com
(это я не словил)
возможно, да.
причём ведь не в конкретном Татарском дело; мне кажется, автор вроде как обнаружил, что вся эта суверенно-демократическая тема его цепляет недостаточно, чтобы по этому поводу отжечь как следует -- маны маловато (в ней). поэтому название провисает в любом случае.

Date: 2007-02-23 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] nathoo.livejournal.com
не знаю. я, честно сказать, начал читать пиратку, ниасилил и до бумаги пока не добрался. но фирменной пелевинской сатиры мне показалось, там не уменьшилось. мб она стала не очень социальной. мысль какая-то такая тн элита не любит пелевина за то, что он простыми образами раскрывает тн народу смысл словесных фантиков, манипуляции которыми (по причине непонимания их тн народом) и делают тн элиту элитой. соответственно, чувак об этом знает и счел счел полезным оттоптаться конкретно по этой болячке.

Date: 2007-02-23 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] jsn.livejournal.com
"элита" типа тащится на самом деле -- в той степени, в которой вообще воспринимает литературу. к тому же само противопоставление "элиты" и "народа" -- заметим, речь о "народе", который читает пелевина -- довольно странное. речь никогда не шла о том, что пелевин кому-то раскрывал глаза -- напротив, аудитория радуется от удачных формулировок того, что она сама и так хорошо [даже слишком] себе представляет.

Date: 2007-02-24 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] nathoo.livejournal.com
ха! опять удивил, однако. я, вот, регулярно натыкаюсь на попытки объяснить, что культурный человек не может любить такую убогую пошлость, как пелевин. это не к тому, что "мой способ потребления лучше": в тот момент, когда начинает звучать эта песня, ее автор обычно резко терят в моих глазах.

Date: 2007-02-24 02:03 am (UTC)
From: [identity profile] ptichka-victory.livejournal.com
О как!
Приятно!
Кстати, надо встречаться - требуется срочное хирургическое вмешательство в голову.

Date: 2007-02-24 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] yasha.livejournal.com
Меня в романе две вещи зацепили:

какая-то сосущая (ха-ха) неактуальность предложенного пространства, совсем уже уходящего в прошлое - всего этого пяти-семилетней давности гламур-дискурсного пространства. т.е. самое неприятное - акелло впервые не видит и не предвосхищает настоящих тенденций момента, а именно - возвращение Слова и Действия, страх скорого конца этого общества как мы его знаем и ожидание большой крови.

а вторая вещь - мало того, что главный герой - антигерой, так ещё и впервые не обозначена "правильная буддийская позиция" для разрушения (и без того разлагающегося, кстати) гламур-дискурсного морока. у меня на выходе было очень депрессивное впечатление, будто автор устал и утерял этот свой уникальный оптимистический взгляд.

на выходе ощущение - как будто пошёл в супермаркет, а попал в советский овощной и здорово извазюкался в гнилых помидорах в попытке вытащить парочку свежих плодов (типа шуток про "клоунов у пидарасов").

Date: 2007-02-24 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] jsn.livejournal.com
я, возможно, как-нибудь [pun intended] напишу пост про страх и про ожидание крови (в то же время не об этом -- потому что я их не вижу [тоже]). что до "Слова и Действия" -- да, тут всё сложнее, но это что угодно, но не карнавал и не балаган. поэтому автору это может быть просто тривиально скучно -- не знаю, мне вот скучно, почему нет. пелевин отписал об этом достаточно ясно и качественно в "священной книге оборотня", я считаю. nothing new since then.

второе (также, как и первое) связано с нежеланием повторяться. автор не хочет быть ричардом бахом, пишущим всю жизнь одну и ту же книгу об одном и том же. к тому же писать об опыте понимания чего-либо важного через много лет после этого понимания уже затруднительно -- забываешь, как оно было до. по пути, однако, иногда видишь некоторые вещи, которые хочется зарисовать -- не в качестве "литературы, показывающей путь", а в качестве фотоэссе на тему конструкции мясорубки сансары. отсюда "шлем ужаса" (отчётливо неудачный) и "empire v" (отчётливо, на мой взгляд, удачный).

so yeah, пелевин сделал очередную документалку, на этот раз о спуске в ад. было бы странно, если бы, прочтя её, читатель переполнялся бы нежным благоуханием и слезливым умилением -- это ведь всё-таки ад.

Date: 2007-02-24 11:40 pm (UTC)
From: [identity profile] yasha.livejournal.com
У меня другой диагноз. Мне кажется, Пелевин - писатель отчетливо виртуальной общественной среды. В переломное время, когда не действуют никакие социальные законы, может показаться, что их и нет вовсе. Открывается простор для переосмысления происходящего, придания ему любых желаемых свойств ("ГКЧП как тетраграмматон" и т.п.). Эта внесоциальная легкость, новое объяснение мира с позиции аутичного наблюдателя и было тем упоительным нектаром, на который слетались поклонники ВО.

А сейчас пространство медленно густеет, и выстраивать в нем свои произвольные цепочки становится все труднее. В ""empire v" видно, что писатель ощутимо старается, раньше за ним такого не наблюдалось.

Про конструкцию мясорубки сансары очень точно, но эта модель мясорубки уже снята с производства. Устарелый материал. В "священной книге" автор таки да, освятил гебешный дискурс, но это тоже уже натура уходящая. Впереди-то много интересного, а Пелевин всегда был хорош именно способностью к предвидению, а не умением пережевывать позавчерашние щи.

Date: 2007-02-25 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] xxx86.livejournal.com
недавно прослушал с интересом песню Жанны Бичевской про русский марш

как же всё-таки хорошо что Пелевин согласен с Митей а не в вами :)))

Date: 2007-02-26 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] yasha.livejournal.com
Это хорошо, что Вы знаете, с кем на самом деле согласен Пелевин :)

Но дело даже совсем не в том, с кем он согласен, а с кем нет. Как и любое большое явление в литературе, Пелевин больше, чем сумма своих мыслей и предпочтений. Это окошко, через которое сквозит реальность, и если она больше не сквозит - это проблема окошка, а не тех, кто через него пытается смотреть.

Date: 2007-02-26 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] jsn.livejournal.com
Это окошко, через которое сквозит реальность, и если она больше не сквозит - это проблема окошка, а не тех, кто через него пытается смотреть.

oh wow :) объективная реальность + ты точно про неё знаешь + речь о литературе! и всё в одном предложении! *impressed* :)

Date: 2007-02-26 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] yasha.livejournal.com
Я решил, раз уж удалось отметиться у тебя в комментариях к свежему посту, надо делать всё по-большому.

)

Date: 2007-02-26 05:49 am (UTC)
From: [identity profile] yasha.livejournal.com
Эмоцию, связанную с Жанной Бичевской, разделяю :)

Date: 2007-02-26 12:42 am (UTC)
From: [identity profile] jsn.livejournal.com
ну да, не сойдёмся :)

про "старается" -- не почувствовал. про мясорубки -- ну, с некоторого расстояния они все на одно лицо, может стать скучно копаться. надо либо лезть глубже ("шлем ужаса" -> полная неудача, получается дневник глюков, неинтересный никому, кроме тебя самого -- да и тебе довольно так себе [известный случай с кожурой банана]), либо забить ("empire v").

про уплотнение пространства -- ну, да, возможно, этот пейзаж было бы интересно зарисовать; но это же не делает автоматически любой текст, написанный не об этом, неинтересным.

Date: 2007-02-24 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] whale2.livejournal.com
джейсон :)))

Date: 2007-02-24 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] gug.livejournal.com
Почаще бы тебя видеть. Хоть бы и тут...
Пиши, родной!

Date: 2007-02-24 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] gug.livejournal.com
Про книжку: синяк одного известного мэра - неспроста. Наверняка кто-то из новоиспеченных носителей языка халдея по башке треснул :-)

Date: 2007-02-24 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mbravo.livejournal.com
ну, скажем, можно начать с рецензии на GITS:SSS :)
(deleted comment)

Date: 2007-02-26 11:47 am (UTC)
From: [identity profile] jsn.livejournal.com
это как пойдёт, пока неясно.

митя!)))

Date: 2007-02-25 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] wedda.livejournal.com
аж екнуло что-то
о чем? о тебе

Re: митя!)))

Date: 2007-02-26 12:44 am (UTC)
From: [identity profile] jsn.livejournal.com
з.! :)

Date: 2007-02-26 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] kehrmann.livejournal.com
Хорошо, что ты здесь.
Я соглашусь с Энди. О времени и о тебе. Или о чем-нибудь, столь же бессмысленном. :)

Date: 2007-02-26 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] oldmann.livejournal.com
1) регулярные обзоры столовых ножей и хоккейных масок
2) аналитика развивающихся рынков в разрезе VC vision

Date: 2007-02-26 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] jsn.livejournal.com
хоккейные маски и столовые ножи по-прежнему остаются наиболее эффективным инструментом хеджирования рисков венчурных инвестиций на волатильных развивающихся рынках. было бы странно, впрочем, если бы ты сам этого не знал.

Date: 2007-09-01 10:56 pm (UTC)
From: [identity profile] danga4ka.livejournal.com
эй ну здравствуй же)
я подумала что ты больше уже в этом экране чем сам - это моя маятниковая глупость)
я тебя люблю о великий Дмитрий) скучаю там всё как надо
Я ХОЧУ видеть в этом lj свежее мясо, то что ты не говорил
L., дочь.
Page generated Dec. 31st, 2025 12:23 pm
Powered by Dreamwidth Studios